Влияние игры на развитие мышления

По материалам энциклопедии «Воспитание детей».
Для ребенка игра значит то же самое, что и трудовая деятельность для взрослого человека. В игре ребенок вырабатывает свою собственную модель окружающей его действительности.

В год дети еще не проделывают манипуляций с игрушками или предметами, пока их интересно щупать, кидать, ими можно пошуршать. После года дети проявляют уже некоторую заинтересованность к предметам. Им уже доставляет удовольствие катать машинку по полу, делать домики из кубиков, просто наблюдать за происходящим, например, за процессом пускания мыльных пузырей. После 2-х лет ребенок втягивается в ролевые игры — где он и участник и наблюдатель одновременно. Он может быть милиционером, врачом, учителем. К 3-4 годам одного участника в игре становится мало, и ребенок стремится к общению.

Но до этого времени малыш любит играть с предметами.

Контролируя процесс игры, родители могут повлиять на формирование определенных черт характера своего малыша. Так ребенку можно привить чувство ответственности, трудолюбие, порядок.

Физическая активность во время игр на улице может помочь ребенку двигаться произвольно. А это, в свою очередь, помогает ребенку совершать действия целенаправленно. Так что родители допускают серьезную ошибку, когда запрещают ребенку много играть на улице или дома.

Если ограничивать ребенка в физической активности, он может стать неуправляемым, не сможет контролировать свои действия и поступки. Позже могут начаться трудности в школе.

С помощью развивающих игр родители могут развить в своих детях такие качества как дисциплина, собранность.

Исследователями было давно доказано, что дети младшего возраста лучше усваивают новую информацию в процессе игры, а не во время учебы. Поэтому обучение лучше проводить в форме игры.

Таким образом, в процессе игры у ребенка развивается способность фантазировать и воображать, а это служит мощным стимулом для творческой активности. Творчество, в свою очередь, помогает ребенку лучше понять себя и окружающий мир.

К примеру, режиссируйте некую ситуацию, возьмите какой-то отрывок из сказки и обыграйте его с помощью игрушек. Представьте, например, ситуацию, что к козлятам пришел серый волк и им угрожает опасность Попросите ребенка повторить сценки, которые отложились в его сознании. Так вы активизируете несколько видов его памяти. Или покажите ребенку самолет, спросите, зачем нужен самолет, что он делает, какие звуки от него исходят. Попросите ребенка побыть самолетиком и полетать по комнате.

Для проведения дидактической игры взрослый должен сам стать ее участником. Таким способом взрослый не только увлекает малыша, но и может осуществить свои воспитательные задачи. В процессе «взаимного партнерства» взрослый человек помогает ребенка устранять препятствия, подчеркивает хорошие моменты в игре со стороны, хвалит за дисциплинированное следование правилам игры, но также может показать и ошибки ребенка. В другой ситуации ребенок уже учтет предыдущий опыт. А это станет свидетельством творческой инициативы.

Чтобы мышление ребенка развивалось активнее, можно провести с ним следующую игру. Подготовьте красочные картинки и поговорите с ребенком о их содержании. Задавайте ему вопросы, что там изображено, для чего нужен этот предмет. Данная игра поможет сформировать общую картину представлений о каком-то предмете. Распознавая и называя функции предмета, ребенок еще и учится связно выражать свои мысли.

Полезна и другая игра. Разложите перед ребенком картинки с реальным изображением предметов, например, бытовых. Расскажите ему, что изображено на картинках, зачем нужны эти предметы. Отдайте картинки ребенку и попросите дать вам картинку с определенным предметом. Такая игра вырабатывает способность мыслить образно, стимулирует развитие воображения.

Подобные занятия с детьми станут надежным подспорьем в развитии мыслительных процессов у ребенка.